Дайто-рю
Айкидзюдзюцу

Это одна из древнейших школ Будзюцу
основана в 1087 году Ёшимицу Миномото

Сокаку Такэда

Мастер айкидзюдзюцу

Сокаку Такеда родился в провинции Айдзу 10 октября 1860г. Он учился Дзю-дзюцу у своего деда Соэмона Такеды и Бо-дзюцу - у своего отца, который был известным мастером Сумо и чемпионом клана Айдзу. В юности он изучал мастерство владения мечом в школе Оно Ха Итто-рю под руководством Томы Сибуи в Токио и в школе Дзики-синкагэ-Рю у Кэнкити Сакакибара. Тома Сибуя был известным мастером работы с мечом очень высокого класса, а его приёмный сын учился вместе с Хакудо Накаяма, который широко известный как отец современных Кэндо и Иайдо. А Кэнкити Сакакибара, последний мастер меча эпохи Мэйдзи, особенно прославился тем, что успешно разрубил шлем работы мастера-оружейника Метина, что никому и никогда не удавалось сделать.

В 1886 г. Сокаку Такеда получил Мэнке Кайден (свидетельство об окончании) школы Оно Ха Итто-рю. В июне того же года умер его старший брат, и семейные обязанности заставили его вернуться в родную провинцию Айдзу. По возвращении он встретил Таномо Сайго, главу клана Айдзу, который был, учеником деда Сокаку, и мастером меча школ Мидзогути Ха Итто-Рю и Косю-Рю Гунгаку. У Таномо Сайго Сокаку Такеда изучал Айки-Бу-Дзюцу, включавшее работу с мечом, с копьём и другими видами оружия.

Важно понимать, что Дайто-рю Айки-Бу-Дзюцу было комплексной боевой системой включавшей бросковые приёмы, приёмы удержания, выхватывания меча с одновременным нанесением удара, применение копья и технику захватов. То, что мы сейчас называем Дзю-Дзюцу, было просто частью полной боевой системы для ближнего боя, как с оружием, так и без него. Эти два человека снова встретились в 1880 году, когда Таномо Сайго был главным настоятелем в храмах Никко Тосёгу и Футарасан в префектуре Тотиги. / За 6 месяцев, проведённых вместе, Таномо Сайго передал своему одарённому ученику все свои знания, включая секреты Дайто-Рю Айки-Бу-Дзюцу.

Сокаку Такеда вдоль и поперёк объездил Японию, соревнуясь со всяким сколько-нибудь заметным мастером боевых искусств, который только принимал его вызов. Он не просил поблажек или особых условий при встречах с теми, кто считался сильнее него. Фактически, он уменьшал свои преимущества, используя только излюбленное оружие своего противника, т.е. сражался копьём против мастера копья и мечом против знаменитого мастера меча. Он никогда не терял уверенности в себе, а число его учеников, невзирая на непрерывные разъезды и отсутствие постоянного тренировочного зала, превысило 30 тысяч, и среди них были дворяне, члены правительства, бывшие Дайме (помещики-самураи) и высокопоставленные чиновники.

История Дайто-рю Айкидзюдзюцу

Дайто-рю Айкидзюдзюцу - японское боевое искусство, созданное Такэдой Сокаку.
Дайто-рю создано на базе айки-дзюцу, которое в свою очередь корнями уходит к началу второго тысячелетия нашей эры.

Айки-дзюдзюцу (合気柔術) — японская боевая техника, являющаяся предшественником айкидо. Старинные документы говорят, что исходное айки-дзюцу было разработано Минамото-но Ёсимицу, потомком Императора Сэйва в шестом поколении. Хотя история приписывает создание айки-дзюцу Ёсимицу, а некоторые источники — и его старшему брату Ёсииэ, по всей видимости, эта боевая система уже существовала ранее внутри клана, а братья её усовершенствовали и систематизировали. В старых документах говорится, что развитию айки-дзюцу способствовало проводившиеся Ёсимицу и его братом исследования на трупах строения костей и функционирования тела человека.

В основе техник Айкидзюдзюцу лежат приёмы владения мечом и та же система передвижений. Умение, пришедшее от работы с мечом, эффективно координировать работу тела, рук и ног, при этом определённым образом манипулировать запястьями, и составляет основу техник Дайто-рю. Кроме того, значительное влияние на формирование общей концепции Дайто-рю оказала техника короткого меча (танто). Атаки должны проводиться мгновенно.

На протяжении столетий рукопашных схваток техника улучшалась и оттачивалась превосходно тренированными воинами. Техники тщательно хранились в тайне вплоть до конца девятнадцатого века, пока мастер Сокаку Такеда не познакомил с ними широкую общественность.

Последователи

Встреча Морихея Уесибы (основателя Айкидо) с Сокаку Такеда в Дайто-Рю была определяющей и открыла ему новый взгляд на Будо. Морихей Уесиба постигал различные тайные знания традиционных японских школ, но именно Айкидзюдзюцу послужило основой для создания нового искусства мира Морихея Уесибы, соответствующего современной эпохе - Айкидо, с которым он вышел за пределы будзюцу, устранил противопоставление сильного слабому, открыв дорогу развитию личности ежедневной и постоянной шлифовкой ума и тела.

Айкидзюдзюцу и сегодня отдаёт предпочтение духовному воспитанию учеников и судит об их развитии по изменению характера, уровня преданности, человечности, порядочности, справедливости, воли, способствуя, таким образом, их прогрессу в освоении основных принципов, повышению уровня личного развития каждого. Всё это позволяет посвящать достойных учеников во внутренние секреты искусства.

Хотя техники Дайто рю могут показаться устаревшими для постороннего наблюдателя, но именно эти техники делают искусство вечным. Изучение техник Айкидзюдзюцу способствует лучшему пониманию техник Айкидо. Принципы никогда не даются ученикам в чистой форме. Основной критерий постижения истины – практика. Длительная и кропотливая работа над каждой из техник и приводит к желаемому результату. Как во всех истинных будзюцу, в Дайто-рю нет быстрых путей к постижению.

В ходе освоения техники приходит понимание, что учёба заканчивается лишь со смертью. Только когда ученик приступает к реализации простоты, кажущейся непостижимой, прикладывает все возможные усилия, доказывает свою настойчивость и упорство – только тогда он заслуживает учения и право учить.

Истории с участием Сокаку Такэда

В 1910 г. в сельской местности, по которой путешествовал Такеда, объявился жестокий грабитель, действовавший настолько успешно, что люди, за исключением самых сильных, боялись путешествовать в темноте. Полиция, несмотря на огромные усилия, не могла с ним покончить. Неожиданно и по неизвестным причинам деятельность разбойника прекратилась. Поиски полиции позволили обнаружить труп, глубоко увязший вниз головой в грязи, на рисовом поле недалеко от дороги, по которой обычно ездил Такеда. Деревенские жители не интересовались подробностями этого счастливого исхода и считали, что мастер Айки-Дзюцу бросил негодяя с такой силой, что тот не смог выбраться из заболоченного места и задохнулся. С другой стороны, возможно, он умер от того, что у него была сломана шея. И полиция, и население, несомненно, были очень довольны такой развязкой и поэтому особо не расследовали действительные причины смерти.

Такэда участвовал в столкновении с полусотней дорожных рабочих и вышел из него невредимым, нанеся большой ущерб превосходящим силам врага. В то время многие дорожные и строительные рабочие набирались из бывших преступников или бандитов. Они были жестокими, агрессивными, обычно не имели постоянного дома, кочуя в поисках работы и проводя свободное время в драках и пьянках. Для полиции это было настолько большой проблемой, что смерть от ран, полученных в столкновениях с ними, регистрировали как вызванную естественными причинами, чтобы соблюсти формальности и избежать беспокойства. Сначала Такэда просто бросил на землю нескольких нападающих, вооруженных тобигути (длинными шестами с железными крюками на конце), железными прутьями и наконечниками копий. Но когда в ход пошли мечи, Такэда тоже вынужден был использовать меч. Будучи непревзойденным мастером меча, он убил девятерых бандитов. Остальным пришлось отступить, спасая собственные жизни. Этот случай ещё раз доказывает эффективность айки-дзюцу как комплексной боевой системы. Мастер айки-дзюцу способен без колебаний переходить от работы без оружия к работе с любым оружием.

Если бы Сокаку Токеда жил в наше время, его, без сомнения, сочли бы эксцентричным человеком. В 1904 г. американец Чарльз Пэрри, учитель английского языка в школе Дайни Коко колледжа Сэндай, пожаловался контроллеру в поезде на плохо одетого пассажира, занимавшего место в вагоне первого класса, которое он, похоже, не имел возможности оплатить. Проверка, показавшая, что у пассажира действительно был билет самого высокого класса, привела его в такую ярость, что он попросил показать того человека, кто на него жаловался. Узнав, что это был ехавший в вагоне крупный иностранец, маленький Такеда, в котором было всего 150 см роста и 52 кг веса, схватил Пэрри двумя руками (приём ёнкё) и вытащил на открытую платформу в задней части поезда. Мы никогда не узнаем о том, что там произошло, но, безусловно, это произвело очень сильное впечатление на бедного м-ра Пэрри. Он сообщил в США, что Дайто-Рю Айки-Дзюцу - это высшая система единоборства, результатом чего было приглашение от президента Рузвельта с просьбой прислать в США инструктора для демонстрации этих странных, но эффективных приемов. В ответ Сокаку Такеда направил туда Синдзо Нарада из отдела полиции Сэндай.

Сокаку Такеда - это связующее звено между нашим временем и эпохой самураев. Именно он обеспечил передачу истинного Айки-Бу-Дзюцу через своих учеников последующим поколениям.

Таномо Сайго, учитель Сокаку Такеды, говорил ему, что время меча кончилось, и Айки-Бу-Дзюцу в их боевой системе должно уделяться основное внимание. Это наставление Сокаку Такеда позже передал своим ученикам.

Наверх